Состояние авторынка наглядно показывает, что люди начали жить по средствам
— Кризис тогда и кризис сейчас для рынка автомобилей с пробегом имеют одинаковые последствия? Как обе ситуации поменяли мотив продавца и покупателя?
— Российский авторынок всегда был эмоциональным. Начиная с 2005 года, когда появились первые иномарки по доступным ценам, и вплоть до 2014 года. Отрезвление наступило только сейчас. Люди наконец-то начали задумываться о том, что надо все же жить по средствам. Наш рынок не стал в момент полностью прагматичным, как у немцев, а там покупаются только компактный автомобили, с маленькими, но динамичными моторами, с небольшим расходом топлива, гарантийные и высоконадежные. Но когда-то мы придем и к этому. Зато сейчас уже видно: люди стали брать меньше кредитов вообще, количество интересных банкам заемщиков уменьшилось, а отрасль автокредитования упала в разы. На вторичном рынке появилась еще одна тенденция: люди начинают пересаживаться с более дорогих автомобилей на машины попроще чтобы высвободить деньги и потратить их на поддержание своего маленького бизнеса.
Кризис 2008 года — огромные запасы автомобилей на складах дилеров. Тогда закрытие автосалонов и разорение автомобильных компаний привело к появлению массы автомобилей по очень низким ценам. Тогда они действительно на время уронил вторичный авторынок. Сейчас рынок подержанных автомобилей упал не за счет скидок и спецпрограмм на новые автомобили, а из-за отсутствия спроса у покупателей. В целом, эта тенденция показательна не только для автомобильного рынка, это касается всех отраслей. Цепную реакцию не сложно проследить: у меня упали продажи машин, я не заработал сколько-то и не потратил эту сумму на стройматериалы, продавец стройматериалов не заработал и не потратил на что-то еще…
— Сейчас по итогам 5 месяцев у новых машин среднероссийское падение достигает 37,7%, в Пермском крае — 48%. Что у вас?
— Результаты рынка подержанных автомобилей повторяют результаты рынка новых машин. Если касаться состояния в Перми, то вторичный рынок процент в процент показывает негативную динамику. Те же 50% падения. Мы стали продавать машин ровно в два раза меньше, при этом повлиять на ситуацию не можем, уйдя только в дорогие сегменты или в дешевые — провал идет по всем.
— В 11–12 годы на пике популярности были бюджетные седаны, через некоторое время они отошли на второй план, зато начали расти кроссоверы, а в последнее время хорошо себя проявляет премиум-класс. Это на рынке новых машин. На рынке автомобилей с пробегом есть такие же тренды вслед?
— Сейчас происходит небольшая мешанина с ценообразованием, и она не связана с сегментацией. Так, новые бюджетные седанчики показали хороший всплеск популярности на первичном рынке, а на вторичном — уже нет. В первую очередь из-за цены, которую хочет получить за машину ее владелец. Сейчас на этот класс мы видим снижением спроса, потому что цена на такую машину переваливает за 400 тысяч, а чтобы купить новую машину, нужно добавить «всего-то» 100–150 тысяч. Если бы мы продавали такой автомобиль за 300–350 тысяч, наш рынок бы полностью повторял картину рынка новых автомобилей в каждом из классовых сегментов.
Среди кроссоверов выделить лидера сложно, так как SUV — сезонный товар. Оживление рынка в этом сегменте происходит осенью и весной. Сейчас люди ищут подержанный кроссовер по цене 700–800 тысяч рублей, как раньше на ценник за 1 млн уже никто не замахивается — все начинают жить по средствам. Рядом могут стоять «Фольксваген Тигуан» 2011 года, с механикой и полным приводом за 700 тысяч, и «Рено Дастер» 2014 года, в хорошей комплектации — за те же 700 тысяч.
На вторичном рынке действует еще и сегментация по ценнику, но в это время рынок полон аномалий. Сейчас можно выгодно продать недорогой автомобиль, за который еще в прошлом году реально было выручить лишь до 200 тысяч рублей, а в этом — уже больше. Немного добавив к вырученному, можно пересесть на автомобиль получше, более интересный с точки зрения года выпуска и комплектации. Получилось, что машины из сегмента 450–600 тысяч рублей ушли в сегмент 400–450 тысяч, машины из сегмента до 200 тысяч — в сегмент до 250 тысяч, и существует небольшая разница между недорогим автомобилем и автомобилем, который хотелось бы. Сейчас имеет смысл продать старый «Шевроле Ланос» или «Рено Логан», немного добавить и пересесть на «Форд Фокус 2». При этом посмотрите на пропасть между «Логаном» 2010 года за 300 тысяч и «Фокусом» 2008 года за 320 тысяч — она колоссальна.
Вторичный рынок машин — он до сих пор не сформировавшийся с точки зрения ценообразования. И сейчас цены на автомобили с пробегом умудряются держаться на высоком уровне, который не отражает разницу в стоимости с новым автомобилей и не соответствует покупательской способности рынка. «Хочу 450 тысяч за свою машину и все тут», — рассуждает владелец. Мы с опасением ждем, когда рынок начнет сваливаться к своему реальному дну. Сейчас мы покупаем машины, продаем их, спрос далеко не самый лучший, но может наступить какой-то момент, когда все скажут «за 450 тысяч терпеть и ждать больше не можем, заберите за 350…».
— О «хотелках» собственников машин и реальной итоговой сумме сделки говорит, кстати, «Автостат». Сделки происходят на 10–20% ниже заявленной цены. Это так?
— Это правда. Мы работает как автосалон, не как частники, а от этого есть четкое понимание, сколько по времени и за какую сумму каждый конкретный автомобиль может продаваться. Самое смешное, что если мы ставим адекватно низкую, разумную цену, покупатель начинает сомневаться: «Что-то с машиной не так, наверно». Хотя сейчас тон по ценам задают все же автосалоны: мы считаем 450 тысяч неадекватной ценой и выставляем машину за 380–390 тысяч, глядя на нас соседний автосалон ставит такую же цену, они ведь тоже хотят продать. Затем частники смотрят на цены в салонах и понимают, что их ценовая «хотелка» не соответствует реальности, и снижают цену. Но это — погоня за нами, а нам, чтобы работать, нужно забирать машину у частного продавца по еще более низкой цене.
— Как скоро вторичный рынок реагирует на события рынка новых машин? Спрашиваю в ключе недавнего демарша General Motors. Пару месяцев назад множество владельцевOpel и Chevrolet спрашивали, стоит ли уже избавляться от этих машин.
— Можно этот случай разложить поэтапно. Когда GM заходил в Россию, их машины — Lanos, Aveo, Lacetti, Niva — были очень доступны в цене и были хорошего качества. Они зашли тогда очень грамотно. Но потом они полезли не в свой сегмент: «Круз», «Малибу»… Но зачем нам «Малибу», если есть «Камри»? Итог — спад продаж и, как следствие, демпинг. Последние год-полтора GM выезжал в основном за счет скидок, потому что модельный ряд "Шевроле" был сложен и тяжело ликвиден. И тут грянул кризис. Их машины стали неконкурентоспособны из-за заоблачной цены. Они поняли, что дальнейшая борьба с машинами, которые имеют локальную сборку, более разумную цену и привлекательность для покупателя за счет бренда и грамотного сегментирования, будет проиграна. С «Опелем» немного иначе, потому что европейские ценности в виде экономичного турбированного мотора, к примеру, россиянину не близки и не ясны. Та же «Шкода» ставит на свои машины и современные турбомоторы, и оставляет раз за разом старые атмосферники. Потому что машину с атмосферным мотором наши люди понимают. В итоге новая «Астра Фэмили» с атмосферным мотором продавалась тогда хорошо, и на вторичном рынке продается хорошо до сих пор, а новая «Астра» с турбомотором ни там, ни у нас хорошо не продается. С новым дизайном, старыми моторами, хорошей локализацией и нормальной ценой у «Опеля» было бы все прекрасно в России.
Вторичный рынок почти не отреагировал на этот уход. Запчасти? Не проблема — производитель обязан выпускать запчасти не один десяток лет, потом будут производиться дубликаты. Сейчас владельцы 20-летних "европейцев" и "американцев" на Exist.ru находят все, что им нужно, и за адекватные деньги. Так, с точки зрения дальнейшей эксплуатации машин уход GM для вторичного рынка не значим.
— На рынке новых машин используется масса инструментов поддержания продаж, которые невозможно использовать на рынке автомобилей с пробегом. Не топит ли это все вторичный рынок?
— Утилизация: работает, но с третьим ее заходом все меньше и меньше людей в действительности пользуются этим предложением. Нужно понимать, что не так много существует людей, которые с автомобиля, красная цена которому 30 тысяч, готовы пересесть на автомобиль за полмиллиона рублей — им просто не чем доплатить. Зачастую это пенсионеры, обладатели древних «Жигулей», у них нет накоплений и нет возможности получить кредит. Государство считает, что так население пересаживается с автохлама на хотя бы новые «Гранты», а «на селе» картина другая: автохлам, да и просто старые машины в неплохом состоянии, снимаются с учета и продаются за свои реальные 10–20–30 тысяч в дальние деревни. Там на них за грибами ездят. Есть и такие машины, которые дилер в трейд-ин не берет, потому что ему этот автохлам не нужен, а в утилизацию сдавать — слишком невыгодно. К примеру, ВАЗ-2110 2004 года выпуска: самостоятельно в провинции ее можно продать и за 100 тысяч — разница со скидкой за утилизацию выходит большая, а трейд-инам в Перми она совсем не интересна.
Да, много предложений есть с точки зрения льготного кредитования, но нельзя сказать, что это сильно подтапливает вторичный рынок. Ответить на рекламные войны можно только «автомобильной математикой». Представим, что у нас есть старенький «Шевроле Ланос», а хочется «Рено Сандеро». Если мы выбираем между совсем новым «Сандеро» и годовалым на вторичном рынке, лучше сразу брать новый автомобиль, отдав «Ланос» дилеру и добив разницу кредитом с более низкой ставкой. Но если мы хотим автомобиль интереснее, чем «Сандеро», то 3–5-летняя иномарка в хорошей комплектации вам обойдется выгоднее, чем новый «Сандеро» даже с учетом всех антикризисных предложений. В каждом конкретном случае нужно брать калькулятор и вдумчиво считать. Сделать расчет по цене машины и ежемесячному платежу недостаточно, нужно учесть и проценты по кредиту, и потерю стоимости автомобиля за время эксплуатации, и другие факторы, не забывая и о нематериальных выгодах.
— Если пять лет назад продавец и покупатель машины искали друг друга через «Из рук в руки» и доски объявлений на местных сайтах, то теперь всех победили Avito. Эти изменения сказываются на безопасности контакта продавца и покупателя? Меньше или больше риска стало нарваться на продажу через вторые-третьи руки?
— Avito победили всех. Мы признали это в 2011 году и отказались от других ресурсов. На местном уровне в газетное время сильным лидером были «Из рук в руки», в интернет-эпоху — на наш взгляд, не было сильного лидера среди досок объявлений. Если взять «Из рук в руки»: газета перестала работать, а электронная версия после очередного обновления оказалась донельзя неудобной. На фоне успеха раскрученного Avito упали доски объявлений на местных интернет-порталах в центральной России и на Урале, все частные продавцы и покупатели перешли именно на этот ресурс. Если говорить о локальных пермских досках объявлений, то там — меньше всего шансов найти объявление от частного лица. Посмотрите на большую доску продажи машин на 59.ru: это площадка перекупщиков, продажа от частного лица там большая редкость. Другие порталы попросту не стали тратить ресурсы на поддержание досок, потому что с Avito бороться за частного продавца стало нереально.
Сейчас на Avito размещают свои объявления о продаже машин с пробегом и частные лица, и автосалоны. Автосалоны и площадки имеют отлаженную процедуру серьезной проверки, да и то гарантируют безопасность сделки на 98%. Если человек занимается покупкой автомобиля самостоятельно, для него безопасность снижается до 60–70%. Повезет — купит хорошую машину у приличного человека, не повезет — купит машину из другого региона, либо криминальную, либо кредитную.
Нюанс безопасности сделки присутствует в любом случае. Редко кто из покупателей просит документы у собственника или продавца машины на то, как эта машина приобреталась ранее. Машина может быть кредитной, но пока еще не висеть в базах. Не проверив это, купленной машины можно запросто лишиться. Частный продавец собственного автомобиля легко покажет документы, при продажи через вторые-третьи руки этих документов может и не быть. В любом случае, стоит самостоятельно проверить автомобиль по
— Также за небольшой срок идет движение в дилерских трейд-инах. Почти у каждого дилера появилась своя служба с оценщиками и площадками, покупатели знают, что дилерские трейд-ины больше специализируются на тех марках, которые продает конкретный холдинг. Ощутимо ли сейчас противостояние между дилерскими трейд-инами и большими не дилерскими площадками с многолетним опытом работы?
— Не могу сказать, что мы конкурируем. Во-первых, трейд-ин у дилеров только с виду развит. Они неплохо живут за счет всевозможных программ автопроизводителей по обмену, но как только программы заканчиваются, их площадки неизбежно пустеют. Не секрет, что и цену за машину частному продавцу они дают меньше, чем независимые площадки. Честно говоря, на сегодняшний день, я не вижу в Перми ни одной по-настоящему профессиональной команды службы трейд-ин у дилеров, за исключением, пожалуй, «Эврикара». У большинства дилерских площадок недостаточно ремонтных, подготовительных, кадровых ресурсов. Служба трейд-ина почти в любом автохолдинге — «бедный родственник». Не всегда рентабельный, порой недофинансированный, работает да и ладно.
У части автовладельцев есть опасения при выборе между дилерским трейд-ином и независимой площадкой. Кто-то беспокоится за цену продажи автомобиля, другие — за чистоту сделки при покупке. Могу только посоветовать выбирать те площадки, кто давно работает и у кого нет никаких судебных дел - эту информацию можно узнать в интернете. И всегда стоит опросить большое количество своих знакомых, где покупали (или продавали) они и кому они доверяют.
— Стоит ли искать автомобиль на авторынке в Камской долине?
— Сейчас все авторынки в России повторяют общемировую тенденцию — сбавляют обороты и уходят на задний план, уступая место автосалонам и независимым площадкам с репутацией, а также сделками между частными лицами, которые нашли друг друга в интернете. Рынок в Камской долине работает больше на область, потому что когда покупатель из области приезжает в субботу в Пермь, у него нет возможности проехать по нескольким площадкам в разных местах города и посмотреть 30 машин там, 40 машин тут и еще 30 в другом районе. Им проще посетить самую крупную торговую площадку, пусть и представленную в большинстве своем «перекупщиками».
— Не могу не спросить о прогнозе состояния рынка автомобилей с пробегом в 2015 году. На рынке новых машин прогнозы появляются раз в неделю, это сейчас даже «модно». На вторичном рынке прогнозирование имеет смысл?
— Чтобы вести бизнес, нужно понимать, что будет дальше. Без прогнозирования — никак. Учитывая ту информацию, который мы владеем, и тот прошлый опыт, которым мы располагаем, мы уверены, что дно не достигнуто, и рынок просядет еще. Программы по новым машин вряд ли куда-то денутся, с большой вероятностью продлятся на автомобили, собранные в России. Ситуация с автомобилями импортной сборки, которые куда больше зависят от курсов валют, сейчас не очень интересная и интереснее до конца года не станет — это по большей части касается премиальных автомобилей. На вторичном рынке, предполагаем, что те, кто взял автомобиль в конце 2014 года с мотивом «надо вложиться во что-нибудь», к осени начнут массово сливать эти машины. Телевизоры и микроволновки, массово скупленные в декабре прошлого года, народ уже распродал этой весной, а до машин очередь дойдет, просто чуть позже. В стране нет предпосылок для улучшения экономической ситуации, части автовладельцев станет еще тяжелее платить кредит за машину или содержать ее, и они предпочтут избавиться от этого груза. Поэтому настанет «время машин», увеличится количество предложений на вторичке, усилится конкуренция с рынком новых автомобилей.
Думаю, что и цены пойдут вниз. Вот «Королла»: она собирается за границей, имеет определенную цену в долларах, и поэтому ценник вот — 1,2 млн рублей. Ценник на двухлетнюю «Короллу» тут же двигается к 700–800 тысячам. При этом есть прекрасный новый «Хендай Солярис» за 650 тысяч, который в целом по уровню оснащенности не уступает, а местами и превосходит, но еще и новый, и гарантийный, и нужного цвета. Поэтому цены на новые машины, собранные в России, будут снижать цены на те автомобили, которые нельзя купить из-за высокого курса доллара. В итоге это сдвинет вторичный автомобильный до разумных пределов.
Кто хочет купить сейчас — ищите и спокойно выбирайте. Сейчас можно выгодно приобрести автомобиль более высокого класса. При этом недорогой автомобиль можно сейчас очень выгодно продать. Тем, у кого кризис поджимает, лучше не ждать осени, а продавать свою машину сейчас. Если вы взяли машину надолго, а особенно под 5-летний кредит, и вас все устраивает, то не предпринимайте никаких резких движений, потому что вас ситуация вообще не коснется.